Официальный сайт Епархиального
Свято-Введенского женского монастыря

История Свято-Введенского монастыря

Володчина гора

Владимирец находится в 55 километрах от города Острова, на самой границе Островского района с Порховским. Живописная холмистая местность с многочисленными оврагами и подземными родниками, то здесь, то там выходящими наружу, почти нетронутая человеком природа позволяют по праву назвать это место «островской Швейцарией».

Здесь в укромном уголке, среди холмов, лесов и болот, огибаемая речкой Лиственкой запряталась Володчина гора. Это один из тех многочисленных холмов, что возник в результате оседания песка, принесенного ледником. Любопытно, однако, что среди местных жителей сохранилось предание об искусственном ее происхождении – рассказывают, что песок когда-то, носили сюда мешками. Идут, мол, прихожане в церковь и несут с собою песок. По всей видимости, это предание не противоречит научному взгляду на происхождение холма, поскольку относится скорее к укреплению пригорода, о чем и будет сказано ниже.

Князь ВладимирНазвание горы, а вслед за ней и местечка, различные источники конца 19-начала 20 века связывают с именем некоего князя Владимира. В настоящее время все большее распространение получает версия, согласно которой речь идет о князя Владимире – крестителе Руси.

За Лиственкой кручи белей, чем зима.
Клубится зеленое сено…
Здесь крепость поставил на скате холма
Владимир – наследник Словена.

Предполагается, что он жил и родился здесь, поскольку Владимирец был вотчиной княгини Ольги, его бабушки. Если исходить из этой версии, то первое поселение возникает на Володчиной горе более 1000 лет назад. Неоднократные, начиная с конца 19 века, обследования городища, к сожалению не дали ответа на вопрос о давности его заселения – самая «ранняя» найденная здесь керамика употреблялась, начиная с 13 века.

вернуться

Древний Псковский пригород

В письменных же источниках Владимирец упоминается с середины 15 века, когда на месте «где и древний был» возникает пригород Пскова. В 6970 году по старому летоисчислению (1462 – по новому) «заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша и Володимирец». Можно ли представить себе псковские крепости церквей, посвященных большей частью, столь чтимому «ратному» святому Николаю Чудотворцу? Вот потому во Владимирце «того же лета и церковь поставиша Святаго Николая и освещаша».

О том, какой именно была крепость Владимирец, сейчас, спустя более пяти веков, достоверно не скажет уже никто. Но примерное представление о ней можно получить на основании сохранившихся описаний городища, сделанных в конце 19 – начале 20 века, и современных обследований.

Крепость Владимирец«Гора на всходу вышиною 15 саженей, а обширностью 95 саженей». Верх горы искусственно подрезан и выравнен, так что здесь образовалась почти правильная прямоугольная площадка, размером 110-120 на 50 метров. В описании «Псковского наместничества» о Владимирце говорится «был сделан вокруг самородной горы вал». Скорее всего, для вала и носили на гору песок владимирцы, как рассказывает о том предание. На двух противоположных углах городища сохранились округлые выступы для башен: с северо-западной стороны поменьше, а с юго-восточной большой – до 14 метров диаметром. Он и сейчас значительно возвышается над городищем, можно предположить, что всего башен было, все-таки, по числу углов четыре. Как и сама крепость, были они деревянными.

Во многих источниках 19 века упоминается тайный ход, идущий по южному склону к подножию горы. « В прежние времена тут был со сводами из плиты тайник, из которого брали воду». Найти его не трудно еще и сейчас: он достаточно широкий – более полутора метров – и заканчивается округлой ямой. А вот каменный свод, стены и ступени разобраны в свое время на строительство церкви Николая Чудотворца. У псковского краеведа начала 20 века Н.Ф. Окулич – Казарина в его «Материалах для археологической карты Псковской губернии» также есть описание некоего тайника: « Сверху вниз ведет ров, где была будто бы каменная лестница. Старики говорят, что прежде в горе находили свечи и другие предметы, и что там находится тайный погреб. В этих рассказах есть доля правды, ибо в музее ПАО (Псковское археологическое общество – прим. автора) хранится часть толстой восковой свечи, найденной в этой горе и подаренной музею Г.М. Казаковым». В народе же сохранилось предание о ста ступенях, под первой и последней из которых спрятаны сокровища. Возможно, речь идет об одном и том же тайнике.

Из дополнительных оборонительных сооружений во Владимирце был земляной вал у подножия горы, в притоке речки Лиственки, а так же шириной 6 -8 метров. С западной и южной сторон он частично засыпан, а вот с восточной и сейчас можно пройти по их дну.

У крепостных стен располагался посад. Он занимал площадку величиной 3 га. На западном склоне горы. В Писцовых книгах (1585 – 1587) упоминается верхний посад. На посаде была поставлена церковь Ильи Пророка, упоминание о которой находим в Псковских летописях за 1484 годом, когда « у святого Ильи на посаде свеща сама загорелася».

Со временем во Владимирце «на другой стороне посада» строится еще один храм – Рождества Пресвятой Богородицы, и создается монастырь. В последующие века владимирецкие церкви неоднократно разрушались, гибли в пожарах и вновь отстраивались.

Крепость ВладимирецПригород Владимирец имел очень удачное расположение. Как и многие крепости, владимирецкая находилась на водной артерии - в те времена реки были основными путями сообщения. С трех сторон, она, согласно преданиям, была окружена болотистым лесом. С юга и запада защищала Владимирец Лиственка с ее обрывистыми берегами.

История Владимирецкого края описана у священника Островского Троицкого Храма Николая Панова в начале 20 века. По преданию в этих местах остановилась лавина татаро-монголов, и войско Батыя и не смогло пройти дальше к Новгороду и Пскова.

До моей стороны, до Сигорицких гор
Доскакала разведка Батыя.
И глубокие реки увидел дозор,
Можжевельник да елки густые.
Моховые болота, разливы воды…
Воевать – не в пустыне – непросто.
На тропе то ли пахарь оставил следы,
То ль медведь исполинского роста.
Увидали людей каменистой земли:
Лица, руки – как будто из камня.
И Владимирец – крепость – открылась в дали,
Башни грозные – под облаками
                   стихи поэта О.Алексеева

С севера к подножию Володчиной горы подходит озеро, о котором, правда есть суждение как о искусственно возникшем гораздо позже. Высота городища, укрепления, а также естественные преграды делали крепость труднодоступной для осады и штурма.

вернуться

На рубеже вечевой республики

Владимирец встал на защиту юго-западных рубежей вечевой республики в числе 12 псковских пригородов, составлявших единую сеть обороны Пскова. По поводу того, от кого же призвана был защищать Псков владимирецкая крепость, мнения историков и краеведов расходятся. Для одних очевидно, что от своих соседей новгородцев, в пользу чего говорит само расположение крепости в единственном месте, где Новгородская и Псковская земли не разделены труднопроходимыми болотами. Другое мнение - о назначении крепости защищать псковские рубежи от литовцев - подкрепляется достаточно убедительным аргументом: история не сохранила эпизодов боевых действий с новгородцами.

После присоединения в 151О году Псковской земли к Московскому государству Владимирец, также как и другие юго-восточные крепости, отошёл на второй рубеж защиты Пскова, не утратив, однако, стратегического значения, что и показала история.

Около 120 лет этот пригород выполнял своё основное предназначение. К сожалению, документальные источники сохранили лишь немногие боевые эпизоды его истории, которые пришлись на Ливонскую войну (1558-1583).

В первые годы войны вторжения ливонских немцев, а затем ливонцев и поляков на наш край были особенно частыми, не раз осаждали они псковские пригороды. Не был обойден и Владимирец. В «Историческом описании г. Пскова и его пригородов» можно прочесть следующее: «7068 (1560)г. Приходили во Псков воеводы Великого Князя. Князь Иван Мстиславский и Князь Пётр Шуйской, кои отрядили С войском Князя Василя Барбошина к Воллодимерцу и другим псковским пригородам, конечно, для защиты; в сие время нечаянно пришед туда с малым войском немецкий воевода, называемый Ламошка, которого взяв в плен , отослали в Москву... После сего князь Дмитрий Овчинник разбил немцев под Володимерцем». Спустя четыре года « князь Александр из Володимерца воевал Юрьевския области один день до обеда, и повоевал вёрст на 50, а было их с полдвутысячи».

В 1580 году отряду польского короля Стефана Батория удалось разрушить крепость. Описаний подробностей этого события не сохранилось. Вместе с крепостью разрушена и Никольская церковь. Об участи церквей Ильи Пророка и Рождества Богородицы, существуют разные версии. Известный псковский исследователь Е.И.Скобельцын, возможно, на основании описания Псковского наместничества от 1887 года и других источников полагал, что эти церкви также были разрушены во время «литовского нахождения». В то же время Писцовые книги говорит о их существовании в 16-17 веке (церкви Ильи Пророка в конце 17 уже нет).

Оправиться после Ливонской войны крепость Владимирец так и не смогла, разделив участь большинства других пригородов южной части Псковской земли. « Городище, что было городом Владимирец ... », - говорится о нём в конце 16 века в тех же Писцовых книгах, рисующих картину полного разорения.

Поскольку крепость больше не восстанавливается, новая церковь Николая Чудотворца строится уже на посаде. «А после того литовского разорения построена уже близ горы церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Рождества Божьей Матери». Хотя, согласно одной из версий, сначала новая церковь ставится на месте разрушенной на городище (для подъёма к храму на западном склоне сооружается каменная лестница). В общем-то, это тоже не исключено. Более того, если такая церковь действительно существовала, именно к ней и должно относиться предание об ушедшем в землю храме, записанное ещё в начале 20 века Н.Ф.Окуличем - Казариным.

вернуться

Погост Владимирец

К концу 17 века крепость на Володчине горе полностью потеряла своё военное значение. Её исчезновение сказалось на судьбе Владимирца, бывшего в то время центром уезда Сонинской волости. Жизнь в нём начала замирать. Оказавшись вдали от почтовых трактов и больших городов с развивающейся промышленностью, он превратился в обычный погост. На него переносится название бывшего пригорода, а вот название горы к 19 веку уже почти не прослеживается: в одних источниках она называется «городцом», в других «городком». Последнее используется местным населением и по сей день.

В 1790 году во Владимирце случается пожар, в котором сгорают обе церкви. Или единственная, о которой свидетельствуют архивные документы: «Церковь Николая Чудотворца сгорела по случившемуся пожару ... ». «По разорении бывшей Николаевской церкви» тщанием вообще всех прихожан» «по резолюции» ставится однопрестольная, без колокольни, деревянная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы на время построения нового, теперь уже каменного храма Николая Чудотворца на расстоянии ¼ версты от него.

Св. НиколайОн построен спустя 7 лет после пожара, в 1797 году «тщанием помещицы вдовы ротмистерши Александры Феодоровны Дубянской и экономического крестьянина деревни Борок Пантелеимоном Тимофеевым с помощью прихожан». Во Владимирце сохранилось предание, связанное с его строительством. Согласно этому преданию народ недоумевал, где именно поставить новую церковь. На том месте, где она находится сейчас, был совершён молебен Николаю Чудотворцу. На следующий день здесь явилась его икона, что было воспринято как благословение и указание места для строительства. Сама икона, бережно хранившаяся в храме, в годы войны исчезла, осталась только её копия, которую и сейчас можно увидеть во Владимирце.

Вновь построенная церковь имела два холодных придела: Рождества Богородицы и Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. Этот большой каменный храм, в стилевом решении которого прослеживаются черты провинциального классицизма, и сохранился до наших дней. Вследствие перестройки он приобрёл своеобразное архитектурное строение и состоит из основного кубического объёма с пристроенной с запада 2-х престольной церковью и трапезной. Сверху над ними - восьмигранная двухъярусная колокольня. Снаружи храм декорирован довольно скромно, весь декор составляют резные наличники над окнами и дверьми да лопатки по углам. Впрочем, величественная эта простота так гармонично слилась с окружающей природой, что всякий дополнительный декор казался бы просто неуместным.

Церковь Рождества Богородицы остаётся как кладбищенская, приписная к основной. Она сохраняется вплоть до начала 20 века.

вернуться

Никольская церковь и её приход в 19 веке

В 19 веке Владимирец разрастается. К концу 70-х годов численность прихода Никольской церкви составляет более 7 тысяч человек. Имеется здесь своё небольшое производство: в деревнях Жерныльское и Петрово работают по сведениям 1875 года кожевенные заводы с пятью рабочими. В 1863 году открывается народная школа в с. Сонино и земские школы в приходе.

Охота и рыбная ловля были традиционными занятиями мужского населения Владимирца. Славились здешние мужики своей удалью - и дом могли срубить, и сани сделать. Да что там сани! «Летопись города Острова и его уезда» Н.А. Панова донесла до нас упоминание о крестьянине Георгии Никифорове из д. Загрязье, который занимался производством гармоник, продававшихся даже в Острове. Впрочем, в кабаке посидеть да подраться здесь тоже любили всегда - без драк не обходилась ни одна ярмарка.

В 1875 году во Владимирце вновь случается пожар, во время которого он выгорает дотла. И лишь церкви удаётся на этот раз спасти. Они остаются, одиноко возвышаясь среди пепелища.

Спустя 20 лет церковь Николая Чудотворца перестраивается и расширяется. Её помещение, вмещающее в двух тёплых приделах не более трёхсот человек (в приходе в это время насчитывается уже около 9000), становится недостаточным. Отправление богослужений, как пишет в 1891 году церковный староста, житель дер. Жерныльск Стефан Иванов в прошении к Его Преосвященству, совершается с многими неудобствами, отчего прихожане начали опускать свою обязанность бывать в церкви. В течение трёх лет «по приговору», т.е. совместно принятому решению, прихожане собирают средства. В 1895 году приделы и трапезная храма были переделаны и расширены, он приобрёл тот вид, который сохранился и поныне.

камень у храмаНа камне у входа в колокольню и сейчас можно увидеть высеченной дату перестройки.

В 1900 году, как значится в отчёте Благочинного 4 округа церквей Островского уезда, куда входил Владимирец, церковь Николая Чудотворца считается кладбищенской. Материальное её положение достаточно благополучно. Принадлежащая храму денежная сумма в 4972 рубля 80 копеек билетами и 9 рублей 52 копейки наличными была по сравнению с другими церквями этого округа довольно большой. В библиотеке владимирецкой церкви значилось книг исторического, учебного и богословского содержания до 60 названий (для сравнения, в котельницкой соседнего уезда только 24). При церкви к 1913 году имеется 59 десятин земли.

В её приходе в начале 20 века находятся три деревянных часовни в деревнях Плашкине, Добром Поле и Перетёсе. Среди других церквей и часовен бывшего Владимирецкого уезда, в настоящее время, к сожалению, не существующих, особого внимания заслуживает одна. Она связана с одним из двух находящихся в окрестностях Владимирца источников. Он особо почитаем местными жителями и насельницами Свято - ¬Введенского монастыря. Архивные материалы помогли восстановить утраченные сведения. Возникновение самого источника связывается согласно зафиксированному в них преданию с явленной на этом месте иконой Иоанна Предтечи. Эта икона хранилась в Сигорицкой Воскресенской церкви. К источнику было установлено ежегодное хождение крестным ходом (23 июня/ 07 июля), которое происходило «при большом стечении народа». На его месте была построена часовня.

вернуться

20 век. Жернова истории

Рубеж 19 и 20 веков знаменуются для Владимирецкого погоста, пережившего многочисленные испытания, относительной стабильностью. При д. Жерныльское работает кожевенный завод Жерныльского Л.П., а также заводы братьев Тихомировых: Николая (существует с 1888 года), Павла (с 1870 г.), Степана (с 1890 г.) (Ветеринарный отчёт по Островскому уезду за 1902 г. Псков., 1902, 1903 ,с.29.). По воспоминаниям старожилов, относящихся, возможно, к более позднему времени здесь было пятьсот рабочих, не считая крестьян. На речке Лиственке стояло семь мельниц. Были здесь свои магазины - продовольственный и промтоварный, а также бараночная. Имелся в погосте и фельдшерский врачебный пункт. О том, насколько эффективно он работал, можно судить по такому примеру: в 1901 году здесь принято 7124 больных. Дважды в год во Владимирце проходила ярмарка: в Николин день, 6 мая по старому стилю со съестными продуктами и 6 сентября - со съестными продуктами и садовыми плодами.

священникПо словам местных жителей, в начале 20 века была попытка учредить во Владимирце и монастырь, чему помешали революционные события.

Священниками накануне революции в церкви Николая Чудотворца служили Михаил Иоаннович Алфеев и Иоанн Павлович Лавров, диаконом - Фёдор Иоаннович Суворов. Крестьянин Иванов Лев Иванович являлся церковным старостой. Вероятно, на плечи этих людей и легла основная тяжесть революционного удара. Из тех, кто служил в церкви в послереволюционные, годы известна лишь одна фамилия - священник Серебряницкий.

Коллективизация, начавшаяся в конце 20-х годов, прошлась тяжёлым жерновом по судьбам местных жителей, многие из которых были раскулачены и выселены из Владимирца и окрестных деревень. Среди них и владельцы кожевенных заводов Львовы и Жерныльские. (В октябре были национализированы кожевенные заводы кулаков Павлова и Степанова, в селе Жерныльском - Пахрин).

В 1931 году была закрыта церковь Николая Чудотворца, а все 7 её колоколов замолчали, сброшенные наземь.

Было время: сжигали иконы,
Разрушали церквей купола.
Погибая, со звоном и стоном
Наземь падали колокола.

Периодически службы здесь ещё возобновлялись присылаемыми священниками, но о полноценной духовной жизни речи уже не шло.

Веру рвали руками, зубами,
Словно стая голодных волков,
И священные слезы ночами
Обжигали глаза стариков.

Набирала обороты новая советская действительность. Создаются колхозы: «Льновод» (Владимирец-Жерныльское) и «Новая жизнь» (дер. Лютики), а также совхоз в д. Романово. В 1930-1932 годах началось строительство неполной средней школы, льнозавода, открылась участковая больница. Работали столовая, хлебопекарня, библиотека, клуб. Функционировала (до 1932 года) многопрофильная водяная мельница Тамберга, где не только мололи зерно, но и изготавливали льняное масло, чесали шерсть, из которой здесь же делали сукно.

вернуться

Военные годы

Тяжёлым испытанием для Владимирца стала Великая Отечественная война. Буквально с самого её начала он оказался занят немцами, А.Н.Иванов вспоминает, как они двигались по дороге через деревню Жерныльское к Владимирцу в течение целого дня ¬пешком, на машинах, на мотоциклах, лошадях, В церкви расположился немецкий штаб, остававшийся здесь до освобождения. Основная холодная часть храма была превращена в конюшню, а колокольня использовалась как наблюдательный пункт. Был установлен пулемёт. Анатолий Никандрович рассказывает, как пришлось им с матерью бежать под его прицельным огнём, чудом уцелев.

старая фотографияБыл край мой расстрелян,
Был выжжен дотла,
Но род тот могучий не вымер.
И видно на сто километров с холма,
Где княжил когда-то Владимир.

Владимирец не попал в зону военных действий, оказался он в стороне и от линии обороны «Пантера». Тем не менее, достаточно активно давали о себе знать партизаны, целью которых был немецкий штаб, об этом напоминает находящаяся у подножия Владимирца, возле озера, могила мужественной радистки-разведчицы из Выборга Риты Козловой. Она проникла в штаб, но была обнаружена и зверски замучена. На другом берегу озера, на Осиновой горке - ещё одна безымянная могила партизана. Сейчас, однако, найти это захоронение непросто даже местным жителям - после установки линии электропередач вся поляна оказалась развороченной. Впрочем, в этой страшной войне не каждому погибшему довелось обрести покой в земле. Для двадцати партизан, пытавшихся, по рассказам старожилов, пробраться к штабу и его уничтожить ею стало Владимирецкое озеро.

Владимирецкое озероНемцы, изначально терпимо относившиеся к местному населению, почувствовав сопротивление, начали зверствовать. После того, как партизаны убили немецкого майора, фашистами были выжжены все ближайшие деревни. Анатолий Никандрович вспоминает, как немец, ехавший верхом на лошади, факелом поджигал дом за домом.

И вспыхнули наши дома, сараи,
Шел с нами огонь до самой границы.
Все вижу: пожар без конца, без края,
Бездомные люди, бездомные птицы…

Оставшиеся без крова, жители деревень, а в основном это были женщины и дети, прятались по окрестным лесам, строили землянки на берегу реки.

Но именно в это время, в 1942 году в Никольском Храме возобновилась жизнь. Немцы разрешили русским священникам из Прибалтики проводить праздничные службы. Местные жители вспоминают, как телегами возили крестить детишек, узнав об открытии церквей. Никольский храм оказывается в центре боев. Когда-то внешне простой и строгий, был богато украшен внутри. Сторожилы рассказывали, что пол был устлан мраморными плитами, золотом сверкал высокий иконостас. Никольский храм имел самый большой в округе приход, служили три священника.

Место старого иконостасаОтступали немцы уже через Сигорицы. Перед отступлением заставили местных жителей рыть огромные котлованы, куда и была сброшена военная техника, а сам участок затем заминирован. Ещё и в наши дни нет-нет, да и поднимутся над ним погожим летним днём после внезапно прошедшего дождика тяжёлым напоминанием о войне клубы пара. В жерновах истории погиб и пропал (наверное уничтожен) иконостас Никольского храма, о чём напоминают оставшиеся в церкви на высоте нескольких метров крюки для его крепления. Место пропавшего иконостаса, в 60-е годы, занял иконостас привезённый из с. Александровка, Порховского района.

Освобождён Владимирец 21 июня 1944 года.

вернуться

Основание прихода. Монастырь

В послевоенные годы жизнь во Владимирце наладиться полностью так и не смогла. Уничтоженные деревни возродились лишь отчасти. По-прежнему (до 1958 года) 4 раза в год во Владимирце проводились ярмарки. В церкви время от времени появлялись священники, и службы периодически возобновлялись. Служил здесь в своё время и о. Александр из д. Верхний Мост. Впрочем, не только служил, но и, как вспоминает насельница монастыря матушка Агафья (в схиме Анастасия - † 04.09.2010) - венчался.

Однако постепенно жизнь во Владимирце начала замирать. На месте большого некогда села Жерныльское стоит сейчас лишь один дом. Три дома, из которых два пустуют - в самом Владимирце.

Так вот оно – светлое завтра…
Мой лес молчалив и суров.
Скелетами ихтиозавров -
Развалины скотных дворов.
Я видывал кости такие
В разломе, в гобийских горах.
Счастливые думы людские
Так просто рассыпались в прах…

Так, быть может, и исчезло бы это село с карты нашей области, но примерно в 1988 году начинается передача храмов и монастырей для восстановления РПЦ. Это опять знаменательно, так как встает из небытия имя святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси, как второе крещении Руси, после 70 летного поругания.

Из Псково-Печерского монастыря, который никогда не закрывался, опытных в монашеской жизни насельников архиепископ Владимир (Котлеров) ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, направляет для восстановления разрушенных Храмов Псковской области и благословляет попробовать наладить при этих Храмах церковную жизнь. Одним из таких насельников оказался, молодой иеромонах Нифонт (теперь архимандрит - Корчев Николай Александрович).

Батюшка рассказывал, что когда приехал первый раз осмотреть место своего нового послушания, то к Храму не возможно было подойти из-за высокой травы и крапивы. Храм находился в плачевном состоянии, а в доме священника рядом с Храмом не возможно было и подумать, чтоб остаться на ночлег. Но эти трудности не остановили молодого монаха.

Вера в Бога и данное ему послушание священноначалия помогли начать нелегкое возрождение этого Храма. С первых же дней оказал существенную поддержку Псково-Печерский монастырь. Он давал строительный материал, необходимые бытовые и богослужебные принадлежности. Из Печер же приезжали и верующие строители, приступившие к восстановлению Храм и причтового дома. Была восстановлена церковная кровля, застеклены окна, восстановлена западная стена, сделаны полы. Храм стал приобретать внешнее и внутренне благолепие, но самое главное – в храме возродилась духовное делание: богослужение и молитва. Любое дело православного человека, а тем более монаха, должно начинаться с молитвы и прошения к Господу на начинаемые труды.

Медленно и не просто стала создаваться община насельниц. Очень не многие из приезжавших во Владимирец оказывались способны понести тяготы нелегкого сельского труда, суровой бытовой неустроенности. Примерно к 1992 году около Храма Николая Чудотворца и батюшки собирается небольшое количество сестер и они регистрируют общину, как приход Николая Чудотворца.

Суровые тяготы первых лет вынесли вместе с ним послушница Лидия и матушка Серафима. Нелёгок труд в сельском хозяйстве - а именно с этого и начинали. В затерянном среди лесов храме, куда даже от автобуса, приходящего в Сигорицы три раза в неделю, топать и топать с пяток километров, паломники были редкими гостями, а прихожан из местных жителей - раз-два и обчёлся. Так что основной доход давали бурёнушки. Правда, молоко, сметану, да сыры собственного изготовления нужно было ещё доставить в город да распродать. Сено заготовить, хлев почистить, выпасти коровушек - всё это приходилось тоже делать самим. И это - лишь дополнение к молитве и хлопотам по возрождению и благоустройству обители.

Хоть трудно, но росла святая обитель. С давних пор известно, что монастыри создаются многолетними трудами и молитвами, потом и кровью подвижников. Только через 14 лет после приезда отца Нифонта во Владимирец, Святейший Синод РПЦ во главе во Святейшим Патриархом Алексием († 2008 г.), по представлению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, (ныне Митрополита) благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря. Это событие обитель отпраздновала осенью 2003 года.

Так как Рождесто-Богородичная обитель в Псковской епархии уже существовала, то по благословению архиепископа Евсевия (ныне Митрополита), ранее Богородичный придел переименовали в честь праздника Введения во храм пресвятые Богородицы и в честь этого придела был назван монастырь – Введенским.

монастырь сегодняНадо сказать, сегодня обитель не сравнить с тем, что было двадцать четыре года назад. Кроме сохранившихся зданий церкви, причтового домика, валунной ограды с двумя воротами и часовенкой здесь возведено много новых деревянных построек: трапезная, кельи, скотный и хозяйственный двор. Поставлены теплицы. Вся монастырская территория огорожена забором с кирпичными воротами. Построена иконописная мастерская, библиотека, вышивальная и швейные мастерские, здания для детского православного лагеря.

Место старого иконостасаВсё полнее с каждым годом и духовная жизнь самой обители – увеличилось количество сестер, назначена настоятельница монастыря - монахиня Христина (Кривецкая А.Н. с 2003 – 2012 гг.). С ноября 2012 года настоятельница монахиня Зинаида (Прокофьева Г.И.). Место становится более известным для паломников, приезжающих сюда и поодиночке, и целыми автобусами помолиться, потрудиться «во славу Божию». Кто-то приезжает на день, а кто-то на несколько месяцев. Но тот, кто побывал здесь хоть раз, непременно захочет вернуться снова.

Строится и растет обитель на Володчиной горе. Она вырастает трудами насельниц, заботами и молитвами нашего владыки Евсевия (Саввина), митрополита Псковского и Великолукского, медленно, но неуклонно.

… Вместо древней, петляющей среди холмов, размываемой родниками лесной тропинки теперь во Владимирец со стороны Острова ведет широкая песчаная дорога. Не так просто, но можно попасть в обитель из пограничных деревень Порховского района. Как и прежде, много веков назад, идут сюда путники, чтобы в какой-то момент неожиданно увидеть белокаменный Храм на Володчине горе. Увидеть и восхититься обыкновенному чуду русской земли, затерянному в лесах Псковщины.

вернуться